Следите за продажей металлов
15 марта 2010 | Новости цветной металлургии15.03.2010
Спрос на металлопрокат — надежный индикатор положения дел в экономике. Объем отгрузки стальной арматуры и труб говорит о ситуации на рынке новостроек и модернизации городских тепловых сетей больше, чем отчеты региональных статуправлений.
Переход от вывоза металлов за рубеж к стимулированию внутреннего потребления означает не только поддержку отечественных металлургов и металлотрейдеров. Очевидно, что модернизация отечественной индустрии без развития станкостроения, аэрокосмической промышленности и других отраслей, определяющих технический прогресс, попросту невозможна. Однако стоит ли ждать появления новых станков и оборудования в условиях низкого спроса на металл?
Нехватка доступных кредитов — один из ключевых факторов, сдерживающих возврат спроса на металлопродукцию к уровню 2008 года. Для того чтобы экономика заработала, в нее необходимо вложить деньги, однако получение средств, особенно под долгосрочные проекты, остается проблемой. «Банки все еще сохраняют выжидательную позицию, лимиты отдельным компаниям открывают, и у них появляется возможность закупать металлопрокат, однако в целом объемы финансирования явно недостаточны», считает Дмитрий Фирсов, гендиректор ООО «Феррум» (компания занимается поставками металлопроката, листового проката, труб и другой металлопродукции).
В условиях низкой платежеспособности металлотрейдерам приходится менять свою сбытовую политику. В 2010 году «Феррум» начал отгружать металл заказчикам под поручительство физических лиц – владельцев бизнеса. Крупным строительным компаниям, имеющим объекты на стадии завершения, металл поставляется в обмен на получение в будущем квадратных метров. Предприятиям с длительным производственным циклом продукция отпускается по фиксированным ценам, для того чтобы дать им возможность прогнозировать затратную часть и получать прибыль. «Раньше таких схем мы не использовали, — отмечает Дмитрий Фирсов. — Возврат к бартерным отношениям можно рассматривать как своего рода форму поддержки производственных предприятий, стремящихся увеличить объемы выпуска в условиях нехватки оборотных средств. Металлотрейдеры выступают в роли банков, только кредитуют не деньгами, а металлом. Мы готовы делить риски со своими заказчиками, поскольку нам оценить их проще, чем банкирам».
Несмотря на остающуюся слабой покупательскую активность, металлурги и новый сезон начали с подъема отпускных цен. Основная причина — подорожавшие в конце февраля металлолом и руда, что отразилось и на стоимости готовой продукции. Цены на прокат выросли, хотя и в меньшей степени, чем хотелось бы производителям, поскольку общий спрос на сталь остался низким.
«Как и ожидалось в феврале, вслед за ростом цен на металлолом и чугун повысились и отпускные цены меткомбинатов, — говорит Владимир Солдатов, директор по сбыту и закупу Гурьевского металлургического завода (ГМЗ). — Однако, если на сырье цены увеличились на 15–20 процентов, то на конечную продукцию в таких же пределах цены поднять мы не можем. Чтобы компенсировать затраты, планируем наращивать сбыт, пользуясь нашим основным преимуществом — мобильностью производственного процесса. Рассчитываем принимать срочные заказы, отправлять сборные вагоны».
Главный вопрос, ждать ли увеличения объема закупок со стороны конечных потребителей, волнует всех. Контрактация января оказалась лучше ожиданий и существенно лучше уровня прошлого года, но едва ли это станет долговременной тенденцией. «Потребители проката по опыту знают, что в январе цены производителей опускаются до самого низкого уровня — значит, можно создать складские запасы, к весне все равно продукция будет стоить дороже. В основном нарастили объем закупок металлотрейдеры. Строительство, машиностроение, к сожалению, все еще не преодолели последствий кризиса», — комментирует Владимир Солдатов. Тем не менее среди продукции, выпускаемой ГМЗ, есть номенклатура, спрос на которую держится на высоком уровне. Это шары для помола, которые закупают
Готовясь к повышению спроса, металлотрейдеры нарастили объем своих запасов, однако в феврале того роста, какого ожидали, не произошло. «Небольшое увеличение объема закупок, примерно на 5–7 процентов, наблюдается во многих отраслях, однако до докризисного уровня очень далеко, — отмечает Дмитрий Фирсов. — Снижение уровня запасов на региональных складах способствовало росту наших закупок, но сегодня этот период завершился. Прогноз роста спроса со стороны ЖКХ себя не оправдал. Был расчет на рост заказов со стороны энергетиков, однако и это,
В компании
чел-Сервис».
На общем фоне мнений экспертов несколько отличается оценка, которую дает Алексей Агуреев,
Доля строительного проката в общем объеме продаж компании «Евраз» в 2009 году в Сибирском регионе составила 26% (в 2008 году — 36%). Наряду с ним значительную долю в поставках компании в регионе в 2009 году занимал промышленный прокат — 25% (22% — в 2008 году). «Машиностроительная и металлургическая отрасли — основные потребители промышленного проката, они меньше пострадали от кризиса, чем строительный сектор, — отмечает Алексей Агуреев. — Другая заметная тенденция — увеличение доли заказов, поступающих из Сибирского региона. На начало 2010 года на СФО приходится уже около 37 процентов от общего объема поставок «Евраза», примерно 19 процентов — на покупателей Центрального региона России. Остальную часть продукции компания отправляет на Урал, в Поволжье,
Рынок цветных металлов не отстает, а возможно, даже опережает рынок стали. «Ситуация начала понемногу улучшаться, — говорит Сергей Русанов, генеральный директор ООО «Промэко» (официальный дилер ОАО «Уральская
У металлургов возникла даже задача расконсервации замороженных ранее мощностей. Пример — ООО
«Если в 2009 году большинство заводов простаивали без заказов, то сейчас спрос понемногу оживает, — говорит Сергей Русанов. — К сожалению, в отдельных сегментах и сегодня нет никаких перемен. Пример — производство двигателей для шахтового оборудования. Однако в целом потребление цветного проката в машиностроительной отрасли, как это ни печально, падает. Особенно обращает на себя внимание ситуация в сибирском машиностроении. Принятые инновационные программы не привели к значительному повышению спроса». Основные причины, по мнению эксперта, в том, что практически все сибирские заводы имеют конкурентов в европейской части страны, и пока эта конкуренция явно не в пользу сибиряков. Лоббирования интересов сибирских компаний нет, поддержка со стороны федеральных чиновников слабая, спрос внутри региона невелик. Осложняют работу и территориальная удаленность, и климат, требующий дополнительных расходов энергии на отопление. Новые компактные цеха, которые могли бы заменить огромные старые корпуса и позволили бы экономить на энергозатратах, не строятся. «Кроме «Сибэлектромотора», не вижу других положительных примеров того, чтобы
Положительную динамику на рынке алюминиевого металлопроката отмечает Александр Пятков, гендиректор компании КЭМ (официальный дистрибьютор
Основная специализация компании КЭМ — снабжение предприятий алюминиевыми полуфабрикатами (листы, плиты, прутки, трубы, шины, профили). По оценке Александра Пяткова, о полном восстановлении спроса у региональных предприятий говорить еще рано. Машиностроительные предприятия и предприятия оборонного комплекса, доля которых в Сибири весьма высока, наиболее сильно пострадали от кризиса 2009 года, и восстановить прежний уровень объемов их производства будет непросто. «Однако, думаю, самый тяжелый период уже пройден, — считает он. — Дальше должно быть легче, хотя бы потому, что психологически все мы готовы пусть к непростому, но все же восстановительному процессу».
Одна из антикризисных мер, предпринимаемых металлотрейдерами, — расширение ассортимента реализуемой продукции при условии сокращения неходовых позиций. «Снижение уровня запасов металла на региональных складах способствовало общему росту закупок у комбинатов. В первые месяцы 2010 года мы увеличили ассортиментный ряд, расширив номенклатуру профильных и оцинкованных труб и сортамент видов сталей. При этом мы вынужденно уменьшили долю продукции, рассчитанной на использование в строительстве, — например, сварной балки», — говорит Дмитрий Фирсов.
«Несмотря на кризис, ГМЗ расширяет перечень выпускаемых изделий. У нас появились новые виды швеллера, уголка, освоен выпуск шара объемом 120 мм, весь фасонный прокат теперь мы выпускаем с минусовыми допусками, длиной до 11,7 м. В дальнейшем будем и дальше расширять свой сортамент. Продолжаем работать над снижением себестоимости, готовим мероприятия, которые позволят заводу получать более дешевую и при этом более качественную сталь», — комментирует Владимир Солдатов.
Металлурги и металлотрейдеры не спешат с долгосрочными прогнозами. Участники надеются на лучшее, но когда оно наступит, никто не знает. Рынок ощутимо просел, отрасль пытается восстановить свои позиции, однако приходится прикладывать очень большие усилия, чтобы получить
Сергей Русанов, считает, что российские производители цветных металлов сегодня в первую очередь ориентируются на зарубежные рынки, однако дальнейшие перспективы развития отрасли, на его взгляд, связаны с расширением спроса внутри страны. Пример — Китай, нарастивший спрос на алюминий и медь. Потребление этих металлов было крайне низким, однако китайцы начали развивать подушевое потребление, вкладывать в себя, что и стало очагом роста. «Сегодня динамику российского рынка цветных металлов в первую очередь определяет развитие китайской экономики, — говорит он. — Россия экспортирует в больших количествах металлы, сокращая при этом их внутреннее потребление. Между тем металлы, особенно цветные, нужны для модернизации собственной индустрии. Нужно стимулировать развитие станкостроения, производства электротехнической продукции, других отраслей, определяющих технический прогресс. Дальнейшее наращивание экспорта может только увеличить наше технологическое отставание».

Связаться с нами:
Если у вас появились вопросы, вы можете связаться с нами любым из следующих способов:Звоните:
тел./факс (8202) 20-00-65, 20-00-50
Пишите:
E-mail для заказов: [email protected]
Написать письмо
